О КОНКУРСЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
#САРАЙ — универсальный архитектурный протообъект, обладающий минимальной функцией, лишенный «украшений», в связи с отсутствием необходимости кому-то понравиться.

Конкурс обращен к молодым архитекторам, дизайнерам и студентам, которые чувствуют родство с заявленной ориентацией.

Участникам предлагалось разработать проект «протосарая», функциональное назначение которого определяется авторами проектов. Проект-победитель получает право реализации в рамках фестиваля «Архстояние».
«Сегодняшний архитектор погряз в попытках сочинить нечто, отличающееся от других. Однако, архитекторы еще недавнего прошлого ощущали себя «свободными каменщиками», посвященными в тайны пространственной гармонии, стремились не к отличию – индивидуальность проявлялась естественно, без специальных усилий, – а, напротив, к поиску общих архитектурных ценностей, истин, констант, благодаря которым, казалось им, можно возвращать миру постоянно утрачиваемую им целостность, смысл, красоту. Мы уверены, что опыт общения с архитектурой, стремящейся к чистоте организации пространства и формы, нам еще пригодится.»
Александр Ермолаев
«Сарай – это метафора простого, первичного в архитектуре. А именно вокруг темы простоты крутится вечный вопрос о смысле и предназначении архитектуры. В простой архитектуре содержится изначальная природа строения как ограждения, крова. За бесконечными сегодняшними спекуляциями о новизне формы и о текстах культуры исчезает этот основополагающий смысл архитектуры как пространства обитания человека. В эпоху тотального маньеризма, ставшего стилем времени, установка на простоту оказывается единственной радикальной и, одновременно, ответственной профессиональной позицией. Размышления о простоте заставляют нас постоянно задаваться мучительными вопросами: «Что же, в конце концов, есть архитектура, в чем изначальный смысл пространства и формы?».
Евгений Асс
ПРОТОКУЛЬТУРА
о ПРОТО
Двадцатый век расчистил поле Художественного Творчества, т.е. Архитектуры, Дизайна, Станкового искусства от «сорняков» натурализма, социальной критики, декоративизма, художественного кривлянья, крикливости, псевдоновизны, концептуального умничанья, дал возможность вернуться к ценностям авангарда начала 20 века, вынужденного в свое время поспешно утверждать их, разгребая, расшвыривая заросшие покровами банальности ценности традиции, неявно естественным образом эксплуатируя их. Сегодня возможно, наконец, без борьбы и переворотов, без воплей и конфронтаций, в тихой практической работе реализовать естественные стремления лучших рук человечества, то есть мастеров архитектуры и дизайна, к соединению в творчестве абсолютного художественного чувства своего времени с абсолютными же уважением, любовью к вечным ценностям национальной и общекультурной традиции, имея ориентиром, критерием, камертоном абсолютные достоинства природного формообразования. Совершая эту работу, можно быть свободным от необходимости сопровождать ее пространными искусствоведческими анализами, комментариями, разъяснениями. Имеющий глаза может быть и увидит, — а не увидит, так ему будет что почитать об искусстве прошедшего века.
Мастерская-ТАФ уверена, что предстоящее тысячелетие чревато Созидающей Культурой, формулой которой может стать подобная этой: «войти сегодня во вчера, как в кусок природы», а основными понятиями: прямолинейность, архаика, неконъюнктурность, неамбициозность, естественность.
о ПРОТООБЪЕКТАХ
Протообъекты — это предметы, не «исковерканные» маньеризмом культурно-исторических наслоений, стремившихся улучшить, украсить, прибавить изящества, модности тому, что в этом не нуждается. В этот ряд свободно встают объекты «архитектуры без архитектора», объекты «дизайна без дизайнера», народные жилые и хозяйственные архаические постройки, утварь, инструменты, и природные творения — хвощи, папоротники, лопухи, грузди, лягушки, щуки, комары, слепни, коровы, собаки, сороки, дети, старики.
о ПРОТОПЛАСТИКЕ
Протопластика мастерской-таф дополняет более или менее функциональный протодизайн объектами, необходимость которых в том, что они еще в более откровенной форме, чем протодизайнерские объекты, предъявляют их потенциальному владельцу достоинства, особенности, красоту материала — дерева или металла, красоту очищенной от очевидной служебности формы из дерева или металла, красоту открываемой таким образом души материала, «отлитого» руками протомастера в форму.

Работу авторов подобных объектов можно определить как посредническую, или родовспомогательную (термин О.Генисаретского), для выбираемых кусков материала, соединяемых в форму, по извлечению из них звуков, голоса, вибраций их души.

о ПРОТОДИЗАЙНЕ
Мастерская-таф развивает проектирование и производство архаической рукотворной мебели, изготавливаемой из молодых стволов лиственных деревьев русского Севера и фрагментов разрушаемых временем древних северных построек.Такой дизайн необходим для компенсации перенасыщения жилой среды, среды офисов мебелью стандартизированной, предсказуемой, хотя и удобной, и функциональной.Конкретная конфигурация объектов дизайна, их форма может быть очень различной, зависит от очертаний материала изготовления, настроения дизайнера, и, в значительной степени, от желаний заказчика, влияющих на размеры, массу, степень расчлененности и степень отделки вещи.
о ПРОТОАРХИТЕКТУРЕ
Архитектура — крыша над головой; значимые символы, выраженные объемами и пространствами, вертикалями и горизонталями, поверхностями и проемами; образы духа времени.

Архитектура — синоним таинственности (К.Мельников), сосуды для подвижной жизни (В.Гропиус), атмосфера, создаваемая окружающими человека плоскостями (Т.ван Дусбург), архитектура — поле боя для духа (Л.Мис ван дер Роэ).

Протоархитектура — это то, рядом с чем не чувствуешь свою неполноценность, а понимаешь — как много предстоит еще понять.Протоархитектура не слишком отличается от земли, на которой стоит, является частью ее, возвращается к ней.

о ПРОТОШКОЛЕ
Летняя школа в Ошевенске Архангельской области создана для дизайнеров, архитекторов, художников, приезжающих учиться пониманию

Духа Места, сохраняющего еще черты подлинной традиционной народной культуры, запечатленной в пейзажах, постройках, предметах народного быта, в одежде.

Для учащихся Постройка должна быть подобна «методическому пособию», концентратом качеств, свойственных тому, что строилось на этом месте в прошлом. Она должна быть функциональной, обнаруживать знакомство с традициями современной архитектуры, в то же время выглядеть так, как будто стояла здесь всегда.

Основные мотивы протодизайна, моделируемые постройкой:эскизность на всех уровнях — в планировке, в свободном оформлении хвостов бревен, в неуплощенности бревен сруба в интерьере, в расположении и размерах окон;создание залитого светом связно-структурированного пространства мастерской с помощью минимальных, сберегающих тепло световых проемов, почти не перерезающих бревен сруба;«кособокость» в плане, подсказанная поворотом реки, «руинированные» «сдвиги» хвостов бревен фасадов, обращенных к реке и улице, создают впечатление присутствия в этом месте давно и надолго.

полная версия книги «ПРОТОКУЛЬТУРА»
УСЛОВИЯ КОНКУРСА
Конкурс проводился в два этапа.

Первый этап:
20 марта–20 апреля — прием работ в электронном виде.
21 апреля–15 мая — работа жюри конкурса, отбор 20 лучших работ.
25–29 мая — экспозиция итогов конкурса в рамках 16 Международной выставке архитектуры и дизайна «АрхМосква 2011».

Второй этап:
28 мая — выбор проекта-победителя из 20 лучших работ по итогам конкурса.
Июнь — реализация объекта-победителя в рамках фестиваля «Архстояние».
9-10 июля — презентация объекта-победителя на фестивале «Архстояние».
13-25 сентября — проведение итоговой передвижной выставки.

Место
Место под размещение проекта-победителя было определено по итогам конкурса, исходя из художественной ценности выбранного проекта на территории фестиваля «Архстояние».

Основные технические требования:

  1. Площадь не более 50 кв.м.
  2. Высота не более 6-7 м.
  3. Основные материалы: дерево, металл*.
  4. Функциональное назначение объекта определяется автором проекта.
*возможно использование других материалов на усмотрение авторов, главный критерий — адекватность идеи, доступность и легкость монтажа. Организаторы оставляют за собой право корректировать масштаб объекта-победителя при возникновении технических вопросов, связанных с реализацией проекта.

Формат подачи работ:
Форма подачи свободная, на усмотрение авторов, на предоставленном организаторами шаблоне.

Жюри конкурса:
Председатель: А. Ермолаев
Состав жюри: Е. Асс, А. Бродский, Ю. Григорян , А. Кочуркин

Куратор — П. Виноградов

Финансирование:
Финансирование реализации объекта будет осуществляться за счёт средств организаторов конкурса.

Актуальность объекта определяется его порядковым номером.
ЖЮРИ КОНКУРСА
Александр Ермолаев
Председатель жюри
Евгений Асс
Александр Бродский
Юрий Григорян
Антон Кочуркин
322
присланных конкурсных проектов
28
отобранных жюри конкурса проектов
Экспозиционный САРАЙ#11» - павильон проекта «Про.Движение»
для презентации выбранных жюри конкурса проектов на выставке «АрхМосква 2011»

Награждение отобранных жюри конкурсных проектов
29-31 июля 2011 прошел фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние 2011».
Тема нашего совместного архитектурного конкурса: «Сарай#11» стала главным лейтмотивом фестиваля в этом году.
Жюри конкурса «Сарай#11» выбрало двадцать восемь работ, оставив возможность их реализации на усмотрение куратора фестиваля Антона Кочуркина, а также оставив за ним право выбрать дополнительные конкурсные объекты для строительства на территории Никола-Ленивца.
5
реализованных проектов на фестивале АРХСТОЯНИЕ 2011
КАПСУЛЬНЫЙ ОТЕЛЬ / АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Кирилл Баир, Даша Лисицына.
Проект капсульного отеля — экологичен, экономичен и эстетичен. Материал капсульного отеля — старая деревянная мебель — шкафы, тумбы комоды, двери, доски и прочее.
Использование этого материала для строительства — это экономия природных ресурсов, что отвечает требованиям современной архитектуры к экологичности.
Старые двери отличаются своей высокой эстетической ценностью, но не находить применения в современном интерьере. Благодаря разным дверям достигается максимальное
разнообразие в отделки и объемно пространственной организации отеля.
Различные по параметрам двери позволяют создать капсулы отеля с разными вариантами размещения. В отеле 2х ярусное размещение постояльцев, есть также внутренняя
общественная зона и балкон.
Всего в отеле 13 индивидуальных капсул и 6 семейных.
Кроме этого есть номера с 2 и 3 выходами для людей, боящихся замкнутых пространств.
САРАЙ САРАЕВ / АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Михаил Скворцов.
Жизнь сарая — это застывшие и забытые предметы внутри и снаружи его. Солнце выжигает стены сарая, оставляя на них отпечатки предметов и людей, деревьев и кустов, колёс и брёвен — всего того, что стояло и сидело вокруг сарая, и чего сейчас нет. посмотри и вспомни, как это было и как это будет. LET IT BE
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МЫЧАНИЕ / АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Оскар Мадера.
Дом и сарай могут быть построены в рамках одного проекта, но всегда возможны только в рамках двух разных подходов. От дома ждут, что он должен понравиться,
от сарая этого не ждут. Один предполагает украшение и усложнение, другой, является копией самого себя. Это наводит на мысль, что на равномерном пространстве
господствующих представлений о мире, воплощающихся в доме, существует обособленная территория представлений о рациональном, на которой обосновался сарай
Сарай – глухонемой, который только и может, что мычать, то тише, то громче, перебирая разные лады. Сарай – всегда одна и та же форма, способная менять размер
и пропорции, ее повторение годится только на то, чтобы снова и снова указывать на саму себя.
СТАЛЬ НЕСТОЯЧАЯ / АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Александ Рябский, Ксения Харитонова, Дмитрий Барьюдин.
Простая традиционная форма. Иконический образ.
Вдали – монолитный лаконичный объем. Прямоугольный план 5х10м, крыша в два ската,
высота конька 5м. Дверей нет.Вблизи – зыбкое проницаемое сооружение. Стены – занавес из металлических цепочек.
Переливающаяся колеблющаяся поверхность, отзывающаяся на прикосновение. Вход везде.
Внутри – пронизанное светом пространство. Перезвон цепей. Под ногами шуршаниегравия. Тонкие вертикальные стойки в центре поддерживают легкую каркасную
конструкцию скатов крыши.
СТЕНА САРАЯ / АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: Сана Бориева.
Стена, выключенная из объема здания, теряет свои традиционные ограждающую и несущую функции, трактуется в новом качестве – какплоскость, в течении всего дня
отбрасывающая тень, защищая людей от солнца, что возвращает объект к первичной функции его прототипа –сарая (крыши).
Стена имеет абрис традиционного сарая – делая объект знаком. Может работать как гномон, показывая текущее время суток, а ночью использоваться как экран,
для трансляции видео.

КУРАТОР конкурса
Петр Виноградов
Куратор проекта

© Your company. All rights reserved
Все фотографии и тексты принадлежат их владельцам и используются в демонстрационных целях. Пожалуйста, не используйте контент сайта в коммерческих целях.
Made on
Tilda